Про плитку зилиж, Рамадан и марокканские руки
Прямо сейчас у мусульман идёт священный месяц Рамадан. И в этот самый строгий и самый долгожданный пост марокканские ремесленники, по преимуществу мусульмане, продолжают свою работу – при этом не пьют и не едят. Вы представляете, сколько труда нужно, чтобы сделать один изразец из плитки зилиж? Вы представляете, насколько это кропотливо и трудоёмко? Просто мы знаем.
Поэтому сегодня посвящаем этот длинный, насыщенный и подробный пост труду марокканских рук. И, конечно, марокканской мозаике, история которой настолько интересна, что переплетается и с майоликой, и с азулежу, и даже с голландской плиткой.
Марокканское искусство
Когда мы говорим про искусство – даже прикладное, ремесловое – мы всегда должны помнить о влиянии одних культур на другие. Так и говоря о марокканском искусстве мы вспоминаем 8 век, когда Тунис, Алжир, Марокко и южная Испания вошли в состав Арабского халифата. С этого момента культура Востока и культура Запада сошлись в продуктивнейшем взаимодействии, которое на протяжении многих веков дарило миру роскошную архитектуру и живопись. А также совершенно неповторимой красоты плитку: зилиж, азулежу, майолику.
Зилиж
Зилиж – это особенная техника создания плитки. Это полностью ручная работа: от формирования плиток до покрытия глазурью и выкладки мозаик. Это настоящие шедевры, это искусство, ребят.
-
Сначала глинянная масса раскладывается в форму – вручную.
-
Потом отсекаются излишки, плитка приобретает квадратную форму – вручную
-
Плитки сушатся на солнце, обжигаются в больших печах, покрываются цветной эмалью – вручную
И из этих плиточек мастера вырезают фигуры, преимущественно геометрические: ромб, звезда, квадрат, восьмиугольник, крест, арабески. Вырезают огромными массивными молотками мельчайшие детали – не более 6 см. Спокойно, сосредоточенно, умиротворённо. А потом собирают их вместе.
Очень интересно, что мастер, собирая мозаику – не видит рисунка! Потому что укладка рисунка производится лицевой стороной вниз, затем готовый фрагмент заливается цементной массой. И только после того, как всё высохнет, получается шикарный изразец.
Азулежу
При чём тут португальская плитка?
Соседство Испании с Марокко привело к замечательному сочетанию двух культур. Испанцы использовали в своей архитектуре традиционные арабские мотивы: богатые орнаменты, цветные изразцы на стенах. Конечно, зилиж был привезён арабами и сюда, а после и в Португалию.
Зилиж переводится как "маленький полированный камушек". А по-португальски звучит как азулежу. Главное в азулежу – вот это самое торжество роскошных орнаментов. Чуть позже португальцы переняли у итальянцев технику майолики (которая между прочим тоже родом из арабо-африканских краёв). Ещё позже на это скрещение зилижа и майолики наложилось влияние делфтского фарфора из Голландии. Так азулежу стал исключительно сине-белым.
Мы просто приходим в восторг, когда задумываемся о всей этой тончайшей, запутанной, красивой и долгой истории. Плитка ручной работы – это ведь не просто красивое решение в интерьере. Это миллионы судеб, мировая история. История одной страны.
История одного человека, который её изготавливал.
На видео – завораживающий процесс изготовления плитки зилиж.