Старая плитка в парадных Санкт-Петербурга
Называть подъезд парадной - вовсе не снобистская попытка выделиться, не питерская религия и не особенность речевой культуры. Это действительно парадный вход в здание, на фоне которого обычный хрущёвский подъезд источает грусть и уныние.
Время чтения: 8 минут
Первые доходные дома в Петербурге появились в XVIII веке, более активно и целенаправленно стали строиться с середины XIX века и сегодня представляют значительную часть дореволюционной городской постройки. Квартиры в таких домах группировались вокруг лестничной клетки, оформлению которой уделялось огромное внимание. До сих пор в парадных сохранились мозаики, витражные люстры, лепнина, кованые перила и балясины, которые примирились с прозой жизни и пережили нашествия ЖЭКа.
Строительный бум XIX века потребовал новых материалов. В мире появилась особенная керамическая плитка - метлахская, которая производилась методом сухого прессования и обжигалась при очень высоких температурах - 1200 градусов, достигая очень плотного спекания вещества. Она не покрывалась глазурью, а прокрашивалась сухим пигментом на всю толщину. Предполагалось, что такой плитке не страшны нагрузки и время: подтверждение её выносливости до сих пор красуется во многих парадных Санкт-Петербурга.
Метлахская плитка в оформлении парадной дома Никонова
Метлахская плитка стоила дорого, так как производство предполагало ручной труд. Для домов экономичного сегмента использовали более простые образцы: однотонные шестиугольники или восьмиугольники со вставками.
Каталог метлахской плитки в журнале "Зодчий" начала XX века
Украшали плиткой не только вестибюли, но и придомовые территории - метлах устойчив к влаге и морозу, поэтому применим к отделке и внутри, и снаружи помещений.
Большой проспект Петроградской стороны, дом 18а, правый вход Большой проспект Петроградской стороны, дом 18а, правый вход
Роскошные, царские, великолепные - какой эпитет к парадным Петербурга не примени - всё будет не через чур, всё в самый раз.
Парадная в доме на Лиговском проспекте
Дом Елисеевых
Одно из самых роскошных зданий дореволюционной России. Палаццо купцов Елисеевых находится на набережной Фонтанки. Это первый жилой дом, где появился лифт, до этого лифты были только в императорских дворцах. Свет здесь устроен так, чтобы даже в самый пасмурный день была иллюзия солнечного тепла. Парадная лестница в доме купцов Елисеевых
Плитка на лестничных пролётах в доме купцов Елисеевых. Фотограф Евгений Миллер, материал Ольги Ермаковой
Дом Никонова
А здесь интересно оформлены забежные ступени. Свет из больших окон падает на скромный плиточный узор, обнажая красоту простых цветов и простого рисунка.
Метлахская плитка в оформлении парадной дома Никонова
Такой плиткой оформлено всё пространство парадной. Метлахская плитка в оформлении парадной дома Никонова
Дом Захарова
В доходном доме Захарова целый набор остатков роскоши: кованые перила, печь с майоликовым панно и метлахская плитка с оригинальной раскладкой.
Метлахская плитка в оформлении парадной дома Захарова
Метлахская плитка в оформлении парадной дома Захарова
Дом Дехтеринского
Автором здания в стиле эклетики стал архитектор Александр Гольм. Владелец дома Александр Дехтеринский был купцом, держал в Апраксином дворе лавку с инструментами. Однако в своём шикарном доме, на который он копил долгие годы, ему довелось пожить недолго. Через несколько лет после новоселья он умер. Дом любят режиссёры, здесь снимались “Три женщины Достоевского”, после которых на одной из лестничных клеток остался газовый фонарь. Доходный дом купца Дехтеринского
Но для нас дом является музеем метлахской плитки - на каждом пролёте свой узор, причём плитка сохранилась в отличном состоянии. В одной парадной - четыре вида плитки, четыре вида бордюров и одно панно.
На первом этаже - гексагоны с трёхмерным узором и бордюр из голубых трилистников. Доходный дом купца Дехтеринского, 1 этаж. Фотограф Евгений Миллер, материал Ольги Ермаковой
Самый красивый орнамент у лифтовой зоны на втором этаже, там находились квартиры наиболее состоятельных жильцов.
Доходный дом купца Дехтеринского, 2 этаж. Фотограф Евгений Миллер, материал Ольги Ермаковой
На третьем этаже новый узор.
Доходный дом купца Дехтеринского, 3 этаж. Фотограф Евгений Миллер, материал Ольги Ермаковой
На четвёртом этаже скрывается самый простой геометрический орнамент.
Доходный дом купца Дехтеринского, 4 этаж. Фотограф Евгений Миллер, материал Ольги Ермаковой
Дом Бака
Гордый неформальный памятник Санкт-Петербурга. История жильцов дома растворяется с историей самого дома. Витражи, дубовые двери, великолепный модерн. Капитального ремонта здесь никогда не было, что хорошо: в 1991 планировался ремонт по советскому принципу, который предполагал снос каминов, витражей и прочего. Но его не случилось. Здесь сохранились фрагменты метлахской плитки.
Метлахская плитка в доходном доме Бака, фотография журнала The Village Метлахская плитка в доходном доме Бака, фотография журнала The Village Метлахская плитка в доходном доме Бака, фотография журнала The Village Метлахская плитка в доходном доме Бака, фотография журнала The Village
Метлахская плитка сегодня
Осталось немного фабрик, которые производят метлахскую плитку по традиционному рецепту, созданному чуть более века назад. Среди них французская фабрика Winckelmans, которая производит метлахскую плитку почти сто лет. Технология производства осталась прежней. Метлахскую плитку Winckelmans используют для оформления интерьеров, холлов, террас, для реставрации храмов и памятников культуры. А каталог ковров и бордюров намного богаче, чем в начале XIX века.